Информация о доступности школы для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.
В 2011 году исполнительная власть Российской Федерации утвердила специализированную программу, стирающую барьеры между людьми с разными физическими возможностями, под названием “Доступная среда” для инвалидов. Программа будет действовать с 2011 по 2015 годы. В нашей стране насчитывается около 8,8% инвалидов от всего населения нашей страны, что составляет около 13 млн человек., поэтому данный проект должен реализовываться в обязательном порядке, что позволит существенно улучшить условия этой категории населения.
В рамках реализации Государственной Программы «Доступная среда», в 2015 году в МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала были реализованы мероприятия по созданию условия для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, не имеющих нарушений развития. Данные условия обеспечивают комфортную атмосферу для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, опорно-двигательному аппарату, и включают архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование.
Среди пилотных школ, вступивших в программу "Доступная среда" - наша школа. Программа “Доступная среда” предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров “Доступной среды” - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
В результате в ОУ созданы условия, гарантирующие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися;
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей (законных представителей);
- индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;
- включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Создание специальных образовательных условий в школе начинается с материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование.
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
- возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;
- санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ:
- пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ.
По созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил были проведены мероприятия:
- оборудованы пандусы в соответствии с нормативами;
- установлено видеонаблюдение.
- расширены дверные проемы;
- заменены напольные покрытия;
- произведен демонтаж дверных порогов;
- оборудованы санитарно-гигиенические помещения;
- оборудована комната для приема пищи;
- оборудован тренажерный зал;
- оборудован массажный кабинет;
- отремонтированы кабинеты трудового обучения для мальчиков и для девочек;
- отремонтированы лестничные клетки, установлены перила вдоль стен;
- санузлы оборудованы вспомогательными поручнями;
- оборудован учебный класс (интерактивная доска, 6 моноблоков, 6 компьютерных столов с креслами, 6 ученических столов со стульями, телевизор, немеловая доска, два шкафа)
Виртуальная экскурсия по кабинетам в рамках проекта "Доступная среда"
Международные провавые акты
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Федеральные законы Российской Федерации
О коррекции и инклюзивном образовании детей (письмо от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс» (п. 3 ст. 2)
Закон Российской Федерации 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
Для родителей